Фармакопея. Издание XIV. Том I. Введение, Общие положения, Методы анализа лекарственных средств. Реактивы
б) прибавить к каждой из меньших групп один результат, равный среднему из оставшихся в этой группе результатов, но в дальнейших расчетах число степеней свободы, относящихся к данной группе, должно считаться на единицу меньшим. Выбор способа выравнивания численности в группах зависит, главным образом, от числа групп, в которых образовались пробелы. Эти процедуры можно применять и при различии в численности групп на 2 – 3 или большее число единиц, но это всегда менее желательно, так как снижает точность и надежность окончательных выводов по результатам испытания. Сравнение стандартного образца и испытуемого препарата (ИП), то есть проверка того, одинаковы ли их биологические активности, производится при помощи критерия Стьюдента: набл. = | 1 ��� − 2 ���| � 12 1 + 22 2 1 + 2 � 1 2 1 + 2 , где = − 1; критич. = 1,958788 + 2,429953 + 2,189891 2 + 4,630189 3 + 1,398179 9 , при f = 1 + 2 – 2 = 16 и P = 95 %. П р и м е р 2. Опыт, описанный в примере 1, был повторен на другой группе из 7 мышей, но за 15 мин до введения гексенала вводили (также внутрибрюшинно) акрихин в дозе 150 мг/кг. Длительность наркоза i y оказалась (в минутах): 75; 78; 114; 110; 93; 100; 87. Требуется выяснить, влияет ли предварительное введение акрихина на действие гексенала. Расчет по вышеуказанным формулам дает: y 1 = 93,9 мин; s 1 2 = 226,48, s 1 = 15,05, f 1 = 6, f общ. = 12, t набл. = 4,23, t критич. (0,05;12) = 2,18. Из этого можно заключить, что вероятность того, что акрихин влияет на действие гексенала, превышает 95 %. Примечание. Если превышает критическое значение критерия Фишера (приложение, табл. III), то для вычисления наблюдаемого значения критерия Стьюдента следует применять формулу: . Вычисленное значение t набл. сравнивают с t критич. , как указано выше (число степеней свободы f округляют до целого числа). Критическое значение критерия Стьюдента можно также найти в приложении (табл. II). При сравнении биологических активностей вероятность различия 95 % может считаться приемлемой. Но, если, например, решается вопрос об 2 2 2 1 s s ( ) + + + − + = + − = 4 2 4 1 2 2 2 1 2 1 2 2 2 1 2 1 2 1 набл. 5,02 при s s s s n n f n s n s x x t 323
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDU0NjM=